+380 (44) 362-90-06 

Одно из основных назначений облицовочных материа­лов — декоративная отделка жилища. А так как зачатки эсте­тических потребностей наглядно видны уже в быту первобыт­ных людей, то нет ничего удивительного в том, что история облицовочных работ уходит своими корнями на многие тыся­челетия назад.

Керамическая плиткаАрхеологические раскопки показывают, что уже в Древнем Египте необработанные стены были облицованы глазурован­ным кирпичом или плиткой, причем как изнутри, так и снаружи дома. Конечно же, облицовочные материалы не были до­ступны простым египтянам. Как и прочие блага жизни, они были атрибутом власти, а потому встречались только в окру­жении фараонов и древнеегипетских жрецов. Одним из наи­более известных образцов египетской облицовки того пери­ода является фрагмент стеновой отделки дворца фараона Рамзеса Третьего. Глиняные плитки с изображением людей и животных были покрыты красивой бирюзовой глазурью.

Потомки не только по достоинству оценили эстетические качества глиняной облицовки, но также заметили, что дома, украшенные ею, дольше стоят и меньше разрушаются. В ка­честве облицовочных материалов долгое время использова­лись плоские плитки и прочие элементы из обожженной гли­ны, не покрытой глазурью. Общее название таких изделий было "терракота" (от итальянского 'Чегга соКа" — "жженая земля").

Керамическая плитка

Терракоту знали уже этруски, одевавшие стены и колонны деревянных храмов обожженной глиняной плиткой, которая крепилась при помощи гвоздей. Позже терракотовая плитка была широко распространена в украшении античных домов, особенно Древнего Рима. В Лувре собрана целая коллекция античных терракотовых фризов.

В Средние века пользовалась популярностью техника рез­ной, а позже формованной терракоты. На глиняных заготов­ках сначала вручную, а, начиная с 13 века, при помощи набив­ных форм из твердых пород древесины вырезали орнамен­тальные украшения, благодаря которым средневековые зда­ния превращались в настоящие жемчужины архитектуры.

Примерно в это же время резные плитки из терракоты бы­ли в ходу и на Востоке. В руках восточных мастеров техника художественной резьбы достигла уровня искусства, о чем на­глядно свидетельствуют среднеазиатские мавзолеи. Орна­мент вырезался на подсушенных глиняных заготовках, кото­рые в дальнейшем подвергались обжигу. Отдельные здания на Востоке украшались орнаментированными плитками практически полностью — от фундамента до крыши.

Керамическая плитка

В европейских странах производство и использование ке­рамической плитки достигло наибольшего расцвета в 14-17 веках — в эпоху Возрождения. В Италии получила широкое распространение техника формования орнаментальной тер­ракоты, что заметно удешевило плитку и прочие изделия из обожженной глины. Богатые итальянцы использовали для ук­рашения своих палаццо и вилл как плоские плиты, так и пус­тотелые блоки, которые укладывались одновременно с кир­пичной кладкой, глубоко заходя в нее. В 17 веке появилась керамика с вкраплениями цветного стекла и даже драгоцен­ных камней.

В 18 веке в Европе возникло промышленное производство керамической плитки. С этого момента в истории отделочных материалов из глины начался новый период — массовый. В середине 19 века в Германии в городе Метлах было налаже­но производство плитки, вошедшей в историю под названи­ем "метлахской". Метлахская плитка была грубой, с неглазу­рованной лицевой поверхностью, одноцветной или пестрой. Ее получали сухим способом с последующим обжигом до спекания. Долгое время метлахская плитка не имела конку­рентов. Сегодня "метлахской" называют небольшую по раз­меру напольную плитку с коричневой или песочной неглазу­рованной поверхностью.

Россия в сфере использования отделочных материалов из керамики пошла своим путем. Традиционная терракотовая плитка имела на русской земле серьезного конкурента — из­разцы, которые отличались от плоской плитки не только на­званием, но и строением. На обратной стороне изразца была так называемая "румпа" — открытая коробка, предназначен­ная для крепления изразца. Интересно, что хотя слово "изра­зец" происходит от древнерусского "образец" (от глагола "образить" — "украсить, обработать"), сам изразец пришел на Русь со стороны современной Польши и только в 16 веке. Это не помешала изразцу меньше чем за 2 столетия стать од­ной из наиболее характерных примет московского архитек­турного стиля.

Керамическая плитка

До 17 века изразцами украшали только наружные стены дворцов и храмов. Лицевая сторона изразцов была покрыта либо непрозрачной эмалью, либо цветной прозрачной гла­зурью — поливой. В 17 веке изразцы переместились внутрь зданий. Для облицовки печей и в качестве декоративных вставок снаружи здания использовались неполивные изразцы с орнаментами и сюжетами, заключенными в рамку. Их еще называли "красными", что означало "красивыми". В се­редине 17 века красные изразцы стали вытеснять поливные "муравленые" изразцы, покрытые зеленой и коричневой глазурью. Однако уже во второй половине 17 века поливные изразцы претерпели существенное изменение. Благодаря искусству белорусских мастеров цветовая гамма изразцов пополнилась белым, бирюзово-зеленым, желтым и синим цветами. В сочетании с коричневой глазурью эти цвета об­разовали знаменитое пятицветие русских изразцов, прочно ассоциирующееся с именем печально известного патриар­ха Никона. По решению патриарха в 1656 г. под Москвой на реке Истра был возведен Ново-Иерусалимский монас­тырь — точная копия храма в Иерусалиме. Вместо цветного мрамора было решено украсить храм изразцами, и специ­ально для этих целей была создана мастерская, в которой впервые были получены многоцветные изразцы. К сожале­нию, в 1941 году Ново-Иерусалимский монастырь был взо­рван фашистами.

Ново-Иерусалимский монастырь был первым, но не един­ственным архитектурными ансамблем, целиком украшенным изразцами. Мастера, которые трудились в монастырской ма­стерской, использовали полихромные изразцы в оформле­нии еще нескольких московских храмов, среди которых цер­ковь Успения на Таганке и церковь Григория Неокесарийского на Большой Полянке. По свидетельству современников войны 1812 года, на последнюю положил глаз сам Наполеон, сокрушавшийся о том, что не может увезти церковь с собой во Францию.

В 18 веке изразцы использовали только для облицовки пе­чей. Их уже не встретишь ни во внешнем декоре, ни во внут­реннем убранстве зданий. Мастерская при Ново-Иерусалим­ском монастыре продолжала дело, заложенное мастерами середины предшествующего столетия, но его объемы были значительно скромнее. Высокий рельеф 17 века сменился низким и часто объединялся с росписью. Количество цветов полива сократилось до 2-3. К тому же мастерские по произ­водству изразцов начали осваивать новый материал — кера­мическую плитку.

Керамическая плитка

Появление керамической плитки в России связано с дея­тельностью Петра Великого. Неравнодушный ко всему гол­ландскому, Петр не смог пройти мимо монохромной голланд­ской керамики. При Петре стало модным украшать печи и внутренние стены парадных залов дворцов плитками с си­ней или коричневой росписью по белому фону. Сначала это были плитки голландского происхождения, но очень быстро русские умельцы освоили производство керамических пли­ток. В 1709 году в Ново-Иерусалимский монастырь по прика­зу Петра Великого прибыли 2 плененных шведа — Я. Флегнер и Кристан — для организации производства керамических плиток. Позже Я. Флегнер работал на заводе Гребенщикова А, Г. — крупнейшего производителя расписной керамики. И хотя керамическая плитка пришлась русскому народу по вкусу, извечная тяга к многоцветию победила моду на все за­падное. Монохромные плитки а-ля Голландия к третьей чет­верти 18 века были полностью вытеснены полихромной рас­писной керамикой. Параллельно с керамикой мастерские продолжали выпускать изразцы, которые шли на украшение печей. Со временем печные изразцы были почти целиком вы­теснены керамической плиткой.

Кстати, именно Петр Первый назвал изразцы на немецкий манер "кахлями" ("кафлями") (так в Германии именовались глиняные плошки), от которых и произошло современное слово "кафель".